В.А.Утянский «Воспоминания» 81 с.
СЛУЖЕБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
На командира авиазвена, пилота 3 класса УТЯНСКОГО Владимира Александровича
Год рождения 1919, русский, б/партийный.
Общее образование – среднее, специальное – окончил Энгельское военно-авиационное училище в 1940 году. Имеет общий налет 2143 часа.
Товарищ УТЯНСКИЙ Владимир Александрович работает в Астраханской комплексной геологической экспедиции (ранее Ергенинской экспедиции) Северо-Кавказского Геологического Управления с февраля 1949 года в должности командира авиазвена.
За время работы т. УТЯНСКИЙ В.А. проявил себя как инициативный, исполнительный, добросовестный, честный и аккуратный работник, хорошо знающий летное дело, требовательный к себе и подчиненным.
В 1950 году тов. УТЯНСКИЙ В.А. летал на самолете Як-10 над плохо ориентированной и малонаселенной Астраханской полупустыней, выполняя аэровизуальные и транспортные полеты. За весь период работы не имел летных и иных происшествий.
Благодаря отличной технике пилотирования и ориентировке в сложной обстановке правильно и умело выполняет задания.
План по налету часов за 1950 г. выполнен на 121% с хорошими показателями. Налетал 383 часа, из которых 80% внетрассовые полеты и на малых высотах.
Материальную часть самолета и мотора знает хорошо и эксплуатирует грамотно. Летать любит, Физически здоров. Находчив, вынослив и осторожен.
В коллективе пользуется деловым авторитетом. Работает над повышением своих знаний, принимает активное участие в общественной жизни экспедиции. В быту опрятен, в общении вежлив, морально устойчив. Политически развит. Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан.
Занимаемой должность вполне соответствует.
НАЧАЛЬНИК Астраханской комплексной
Геологической экспедиции Сев. Кав. Геол. Управления.
Горный инженер-геолог 2-го ранга
Подпись (Ермиченко)
Председатель Разведкома
Подпись (Юрьев)
Печать
15 декабря 1950 г.
Копия
СЛУЖЕБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
на командира 2 АЭ, пилота 2-го гласа ГА 78 ЛО Ростовского ОАО СКУ ГА
УТЯНСКОГО Владимира Александровича
Рождения 1919 г., русского, б/партийного. Образование общее – 10 классов, специальное – Энгельское летное училище ВВС в 1940 г.
Работает в системе МГА с 1964 г. в должности пилота, заместителем командира АЭ, с 1959 года командир АЭ.
Общий налет составляет 8460 часов. Имеет большой опыт летной работы. Умело руководит коллективом, постоянно работает с подчиненными, передает свой опыт молодым пилотам.
Руководимая тов. УТЯНСКИМ В.А. эскадрилья носит почетное звание коллектива Коммунистического труда.
Тов. УТЯНСКИЙ по характеру спокоен, тактичен, требовательный к себе и подчиненным, дисциплинирован. Физически здоров.
В вопросах текущей политики разбирается правильно. В коллективе пользуется деловым авторитетом. Летных происшествий и нарушений не имеет.
Характеристика выдана для предоставления в ЦВЛЭК.
Командир 78 ЛО РОАО
Подпись (А. Шляхов)
18.05.1873 г.
***
На войне не убили,
в лагерях военнопленных не уморили,
в гражданской авиации сберегли –
придется умирать своей смертью,
никуда не денешься.
Так-то вот.
***
Последнее время все чаще беспокоит вопрос: а правильно ли я подсчитал количество совершенных боевых вылетов во время Великой Отечественной войны, не завысил ли?
Ведь никаких подтверждающих документов у меня нет. Сама собой явилась мысль послать письмо в наградной отдел с просьбой о высылке мне копий наградных листов, где должно значиться и количество вылетов.
15.12.95 посылаю письмо. 27.12.95 получаю ответ из Администрации Президента Российской Федерации, что обращение направлен в Минобороны.
24.02.96 из Центрального Ордена Красной Звезда Архива Минобороны получаю письмо с выпиской из наградных листов, где сообщается, что «Выписка дана с полным соблюдением текста оригиналов. Копии наградных листов ЦАМО не высылает».
Выписка дана на каждое награждение отдельно.
Вот выписка из третьего награждения:
«Сообщаем, что в наградном листе к приказу войскам Брянского фронта № 48/н от 6.06.42 г. по которому Вы, Утянский Владимир Александрович, награждены орденом Ленина, по должности пилота 24 ближне-бомбардировочного авиационного полка, 1919 г. рождения, в/звании «старший лейтенант», записано: «В Красной Армии с 1937 года, кадровый, участник боев с германским фашизмом с 22.06.41 г.
… Как летчик летает в любых метеоусловиях смело и отважно, является ценным летчиком, боевым командиром-разведчиком
В выполнении самых сложных боевых заданий: как по бомбометанию, так и по разведке в глубокий тыл противника командование полка посылает всегда тов. Утянского.
За период военных действий с германским фашизмом имеет 141 боевой вылет, из них более 65 вылетов на разведку войск противника, где доставил ценные сведения командованию
… 8.01.42 летал на бомбометание и штурмовку скопления войск противника в районе гор. Болхов. Бомбометанием и пулеметным огнем уничтожил 1 автоцистерну с горючим, штабной автобус, 4 автомашины и до взвода пехоты противника.
…7.04.42 г. летал на разведку противника по маршруту: Орел, Хотенец, Карачев, Брянск. Бомбометанием мотоколонны противника в районе г. Орел зажег 2 бензоцистерны. Несмотря на преследование, атаки 2-х истребителей противника типа Ме-109, задание по разведке выполнил отлично: командованию доставил ценные фотоснимки и сведения о передвижении войск противника.
… 26.05.42 г. тов. Утянский выполнял боевое задание в группе на Изюм-Барвенковском участке фронта по уничтожению больших скоплений танков и мотомехчастей противника. При выполнении задания пришлось снизиться из-за низкой облачности до 500 метров, при сильном противодействии зенитно-пулеметного огня противника. Несмотря на это, смело и самоотверженно, летчик спокойно и уверенно шел за своим командиром, сохраняя сомкнутый строй. Экипаж летчика Утянского отлично поразил своими бомбами скопления танков в месте из заправки. Метким бомбометанием было вызвано несколько больших взрывов цистерн с горючим и уничтожено много автомашин и живой силы противника.
После выполнения задания группа была атакована истребителями противника Ме-109 и Ме-115. Умело маневрируя, сохранял плотный строй, чем дал возможность штурману и стрелку-радисту отбить все атаки фашистских стервятников и без единой пробоины посадил самолет.
За отличное выполнение этого задания среди других экипажей, экипаж тов. Утянского получил благодарность от тов. Сталина.
Наградной лист подписан 29.05.42 г. командиром 24 ближне-бомбардировочного авиаполка подполковником Горбко.
Основание: ф.33, оп 682524, д. 398, Л.Л. 344-346».
Оказалось, что на день подписания наградного листа я сделал 141 вылет и еще месяц оставался до последнего вылета. За этот месяц были выполнены минимум еще 10-15 полетов.
Таким образом, сделал более 150 боевых вылетов.
Интуиция в подсчете не подвела, и совесть чиста.
***
Не скрою, было приятно получить письмо от Кудряшова Виктора, оператора-магнитолога, с которым мне доводилось летать на аэромагнитной съемке, на Ангаре. По сути это была оценка моей работы:
«… Да! Володя я очень часто вспоминаю тебя. Впрочем, начну все по порядку.
Работаю в Глав. Геофиз. Управлении. Восточно-Геоф. Экспед. Назначен и работаю ст. аэромагнитологом. Работаю на Поликарпове, обе их вместе с экипажем получил и оборудовал в г. Хабаровске. Работу начал здесь совершенно один. Работы здесь у нас в два раза больше, чем в прошлом 1948 году. Оба экипажа попали «те» еще. Вообще я только молю бога, чтобы скорее кончить работу. Во-первых, в этом году я окончательно убедился, что качество съемки зависит очень много от пилота, имею в виду не характер, а технику пилотирования.
Вот поэтому я чуть не каждый день вспоминаю тебя. Я летал на магнитку на По-2 с пятью пилотами, но лучше твоей работы я не знаю, или может быть, я привык, но, во всяком случае, я констатирую факт. И если бы мне пришлось работать с тобой, я бы был счастлив. Качество съемки зависит от всех трех человек на 100%. Штурманский состав попал тоже «то». Одного пришлось выгнать.
… Со своим экипажем с пилотом был жуткий скандал, дело дошло до того, что совершенно отказался от полетов, но пришлось простить своему командиру. Он, вообще, хам высшей степени. Он пришел утром в 4 часа и начал буквально умолять меня, ну ты мой характер знаешь – опять простил. Сейчас вроде отношения восстановлены, но только уже не то. Ну, довольно разводить антимонию. Но мне что-то кажется, что мы на следующий год будем работать вместе. Тебе это не кажется?
…Вообще я хотел написать, вернее, высказать свое негодование гораздо больше и глубже, но не получилось, но я надеюсь, что мы еще встретимся с тобой, тогда я уж выскажу. Пиши. Жду. С приветом. Крепко жму руку. Витя».
Печальные слухи дошли до меня.
Он молодой, красивый, физически крепкий, добрый и покладистый, работящий, отличный специалист, не смог устоять. На заработанные большие деньги в экспедициях купил под Ленинградом дом. Хорошая жена и чудесные дочь с сыном. Но постепенно его затягивала трясина.
Он стал алкоголиком, окончательно опустившимся.
Других сведений о нем и семье не имею.
***
И еще: никогда, нигде и никто не задал вопрос: – Почему остался жив?
В первые часы войны многие экипажи не вернулись с первого боевого вылета, они были сбиты или убиты. В первые три дня войны (22-24 июня) сделал три боевых вылета на самолете СБ, самолет был зажжен в воздухе и догорел на земле. Экипаж жив.
Второй раз под Брянском Пе-2 был зажжен вражеским истребителем Ме-119, штурман и я выбросились на парашютах. Стрелок-радист убит в воздухе.
Третий раз под Ельцом, возвращался с боевого задания на бреющем полете, внезапно остановились оба двигателя (Пе-2). Успел приземлиться «на брюхо» в колхозном саду.
Четвертый раз, выполнял задание по уничтожению вражеских танков на Изюм-Барвенском направлении. Наш самолет на бреющем полете был атакован четырьмя Ме-109, из которых два были сбиты штурманом и стрелком-радистом. Самолет был изрешеченный пулями. Произвел посадку на запасном аэродроме в Россоши. Штурмана лицо осыпало осколками стекла от прицела. Я и стрелок-радист не имели даже царапин.
И последний пятый раз. На Пе-2 выполнял разведывательный полет в районе Курска, на высоте 6500 м, внезапно был атакован четырьмя Хейншель-113. С первой атаки самолет загорелся. Штурман и стрелок-радист были убиты в воздухе. Я с обожженным лицом с 6000 м сделал затяжной (почти до земли) прыжок на парашюте.
За год нахождения на фронте выполнил 150 боевых вылетов на разведку, бомбометание и штурмовку вражеских войск.
Кроме ожога лица и двух царапин на лице и голове, ранений не имел.
За выполнение боевых заданий на фронте в 1941-42 гг. награжден Орденом Ленина и двумя Орденами Красного Знамени.
Находился в плену у немцев в лагерях советских военнопленных. После побега в феврале 1943 г. из рабочего лагеря «Балярия» (г. Заган), полтора месяца находился в карцере и был привезен в лагерь 4Б Мюльберг на Эльбе. Здесь был членом подпольной Коммунистической организации лагеря.
23 апреля 1945 г. после освобождения Красной Армией из лагеря 4Б, прошел госпроверку в 32 зап. полку 12 СД, ст. Алкино Баш. АССР. И здесь, ни работники СМЕРШа, никто не задал вопрос: – Почему остался жив? Ведь миллионы жизней унесла жесточайшая война.
Потом я летал в геологических экспедициях в Сибири над тайгою, над пустынными песками Калмыкии, над Сталинградскими и Астраханскими землями. В Ростовской области летал в транспортной и санитарной авиации.
И здесь никто не задал вопрос: – Почему остался жив? Хотя у многих, как мне казалось, он вертелся на языке. И потому никому ничего не рассказывал, не перед кем не оправдывался.
Думаю, что прожитая жизнь давала мне такое право.
Я много думал и каждый раз снова и снова все проживал до мельчайших подробностей.
И в самом деле: – Почему остался жив?
На склоне лет пришел к убеждению, что ничем не объяснить, кроме благосклонности Судьбы ко мне.
Несмотря на колоссальные потери в войне, ведь кто-то же должен был остаться в живых. К этим кто-то Судьба причислила меня.
Она всегда давала шанс выйти из трудного положения, и я безмерно благодарен ЕЙ, моей Судьбе, моему Ангелу-хранителю!
***
Издание второе, дополненное.
Тираж четыре экз.
Отпечатано в 1994 г. Волковым А.Г.
Фотографии изготовлены на ксероксе Утянским А.В.
Корректор Иваницкая В.Б.
***
Первое издание в трех экз. полностью выполнено автором в 1990 г.