Тэги

Похожие посты

Добавить в

«Как и прежде, в строю»

Воспоминания Героя Советского Союза Василия Ивановича МИНАКОВА о встрече ветеранов Великой Отечественной войны на Кольском полуострове в 1966 году.

КАК И ПРЕЖДЕ, В СТРОЮ

В послевоенные годы мне длительное время пришлось служить на Балтике, а затем в Заполярье в должности первого заместителя командующего авиацией флота. Вспоминая фронтовых друзей-товарищей, морских летчиков, я всегда восхищаюсь их мужеством, горжусь их беспримерными подвигами во славу Отчизны и диву даюсь: как в весьма сложных природных условиях авиаторы-североморцы могли так умело и результативно решать боевые задачи?

Поэт Владимир Матвеев выразил свои чувства и отношение к Заполярью такими строчками:

Где тяжелее — я не стану спорить,
Но мест таких еще не видел ты.
Здесь край земли, за ним — большое море.
А за морем — нетающие льды.
Здесь сопки — точно каменные волны,
Но выше их порой соленый вал.
Здесь все тебе дается мерой полной,
Чтоб еще глубже ты себя познал.
Здесь непогода — так уж непогода,
Метет пурга — ее не превозмочь.
Здесь если день — так сразу на полгода,
А если ночь — так на полгода ночь.
Зимой тут солнце знают лишь заочно,
А вьюги злей свирепствуют во мгле.
И Север проверяет нас на прочность
И на любовь ко всей родной земле…

В сентябре 1966 года Военный совет авиации Северного флота пригласил ветеранов на торжества, посвященные 30-летию с начала создания морской авиации в Заполярье. На них прибыли известные летчики, штурманы, воздушные стрелки — Герои Советского Союза Михаил Бадюк, Вячеслав Балашов, Николай Бокий, Владимир Бурматов, Евгений Петренко, Николай Диденко, Александр Коваленко, Юрий Кочелаевский, Сергей Курзенков, Демьян Осыка, Георгий Павлов, Владимир Пирогов, Владимир Покровский, Петр Рассадкин, Петр Селезнев, Александр Синицын, Захар Сорокин, Родион Суворов, Алексей Тарасов, Николай Турков, Петр Хохлов. Прибыли на торжества и герои без звезд — Иван Алефиренко, Виктор Максимович, Иван Воловодов, Николай Голодников и другие соколы северного неба. Ветеранов инженерно-технической службы и тыла возглавляли генерал-лейтенант-инженер М.Н. Мишук, генерал-майор А.П. Галичий, полковник Б.Л. Соболевский. Прилетели в Заполярье бывший командующий военно-воздушными силами Северного флота генерал-лейтенант авиации А.Х. Андреев, руководящий состав военного и послевоенного времени.

В первый же день пребывания на кольской земле Вячеслав Балашов, Михаил Бадюк, Юрий Кочелаевский и я побывали на аэродроме, откуда в годы войны поднимали в воздух грозные боевые машины для ударов по врагу. Осмотрев бывшие стоянки самолетов, полуразрушенные землянки, где жил летно-технический состав, мы поднялись к командному пункту полка военных лет, располагавшемуся на сопке. С вершины скалы хорошо просматривался Кольский залив с плывшими по нему теплоходами, вдали виднелось бескрайнее Баренцево море. Все здесь дышало миром и спокойствием. А память воскрешала бои давно минувших лет, детали того огненного времени. Отсюда, с маленького «пятачка», тогдашнего аэродрома, авиаторы-североморцы уходили на перегруженных самолетах-торпедоносцах в бессмертие…

В марте 1942 года, выполняя первый боевой полет, героически погиб Алексей Сидоров. В июле экипажи, где командирами были Павел Зубков и Алексей Крылов, успешно выполнив задание, бились с «мессершмиттами». В этой схватке их самолеты, охваченные пламенем, рухнули на скалы. Герои-авиаторы отдали свои жизни за Родину. В том же месяце в неравной схватке с вражескими истребителями был сильно поврежден самолет Ил-4, пилотируемый Иваном Мурашовым. Летчик тянул его на свой аэродром, но возможности поврежденного мотора иссякли. Всего в пятнадцати километрах от полуострова Рыбачьего приводнил свою машину комэск. Холодное Баренцево море поглотило краснозвездный Ил и славный экипаж. Осенью сорок второго с боевого задания не вернулись торпедоносцы, возглавляемые летчиками Александром Хоревым и Гавриилом Ткачевым. Вскоре при выполнении задания погиб замечательный летчик комэск Иван Гарбуз…

Вспоминает Вячеслав Балашов:
— Самолеты-торпедоносцы нашего 24-го минно-торпедного полка днем и ночью вели борьбу на вражеских морских коммуникациях. Однополчане пробивались сквозь заслоны «мессершмиттов», многослойный огонь зениток, устремляли свои краснозвездные машины на окруженные войсками, техникой, вооружением, горючим транспорты и танкеры противника.

В жестоких боях на объятых пламенем самолетах торпедировали, побеждали экипажи, где летчиками были Андрей Баштырков, Николай Зайцев, Василий Киселев, Петр Гнетов, Игорь Рыбчинский, Иван Николаев, Борис Сыромятников и многие другие…

И вот уже все вместе вспоминали мы лихие торпедные атаки нашего комэска Григория Поповича, Бориса Громова, Владимира Агафонова, Виктора Глушкова, Григория Перегудова, Константина Шкарубы, мастерство штурмана Александра Скнарева, умение воздушного стрелка-радиста Григория Асеева, добрые дела комиссара эскадрильи Петра Толкачева.

Размечтался Юрий Кочелаевский: посетовал на причуды заполярной погоды, подивился природным чудесам. Рядом на голой, открытой всем ветрам скале, цепляясь корнями за едва приметные расщелины в граните, стояло небольшое деревце. Осенью косые дожди секли его ветви, искореженные в неравных схватках со стихией, зимой обрушивались жгучие метели, пытавшиеся смять, сломить его безмолвное, непонятное упорство. Но деревце стояло. Оно словно олицетворяло собой величие самой жизни, ее всепобеждающую силу. Это была заполярная березка…

Так и мы в годы Великой Отечественной войны «всем чертям назло» выстояли и победили.

Спускаясь с сопки, Михаил Бадюк нашел во мху гильзу от крупнокалиберного пулемета.
— А может, это наша спасительница? — обратился он к Балашову.
— Может, и наша, Миша!

И Бадюк вспомнил, как его самолет после возвращения с боевого задания был внезапно атакован над своим аэродромом двумя «мессершмиттами». Жаркая схватка в воздухе закончилась в пользу славного экипажа. Ме-109 рухнул на скалы.

Когда мы спустились вновь на бывшую стоянку самолетов, к нам подошли прославленные летчики-истребители Николай Бокий и Николай Голодников. Балашов с ходу обратился к Бокию:
— Коля! Расскажи, как ты срезал Мюллера?
— В конце марта 1943 года из Германии на аэродром Луостари перелетел отряд на новых истребителях Ме-l09-Г-2. Ими управляли асы, на счету которых было от сорока до восьмидесяти побед. Матерые воздушные пираты применяли в Заполярье свою излюбленную тактику: они внезапно появлялись в зоне наших аэродромов и атаковали самолеты на взлете и посадке. Но наши ребята быстро сбили с них спесь.

19 апреля мы получили предупреждение о приближении трех групп самолетов противника. Затем группа бомбардировщиков под прикрытием истребителей взяла курс на Мурманск. Одна из групп шла на наш аэродром.

Герой Советского Союза Александр Коваленко во главе эскадрильи не допустил пиратов к городу. Гвардейцы, несмотря на двукратное превосходство врага, сбили семь бомбардировщиков из девяти.
— Николай Бокий замялся, посмотрел на Голодникова, а затем выпалил:
— Да что я вам рассказываю о той воздушной «окрошке», когда ее участник — мой друг Николай! Ему и карты в руки. Рассказывай!
— Голодников смутился, помялся, а затем сказал:
— Ты уж все выложил, Николай. Хватит про дела под Мурманском. Вспомни лучше, как ты заловил обер-фельдфебеля.

Тогда на перехват третьей группы самолетов противника подняли две пары истребителей. Ведущим четверки назначили Бокия, ведомым пошел Алексей Титов. Вторую пару вел Захар Сорокин. Заметив гитлеровцев, они перестроились для атаки. И тут увидели, как от группы противника отвернули два «мессершмитта» и стали пикировать за нашим истребителем, сорвавшимся в штопор. Это было опасно. Бокий с ведомым бросились на выручку. Наши истребители тоже стали пикировать и оказались рядом с Ме-109-Г-2. Гитлеровец отчаянно маневрировал, мешал «ястребку» прицелиться. Бокий, продолжая атаковать, дал очередь из всех стволов. На вражеском истребителе срезало левый элерон, заклинило мотор. Теряя высоту, он пошел на вынужденную посадку и приземлился на нашей территории. Направленная в этот район группа поиска вскоре обнаружила самолет гитлеровца и следы ушедшего на лыжах летчика. Через некоторое время его задержали. Пленным оказался обер-фельдфебель Рудольф Мюллер, хваленый немецкий ас, сбивший в ходе войны в европейских странах более девяти десятков самолетов.

В том бою отличился Сорокин. Он сбил «мессера». Командир полка Петр Сгибнев, поспешивший к нему в трудную минуту, расстрелял двух «мессершмиттов», повисших на хвосте истребителя Захара.

Во второй половине дня командующий авиацией Краснознаменного Северного флота вручил ветеранам памятные медали, посвященные 30-летию создания Североморской авиации. На следующий день состоялся митинг, посвященный закладке памятника летчикам, штурманам, воздушным стрелкам-североморцам, отдавшим жизнь за Советскую Родину. На нем выступил генерал-лейтенант авиации А.Х. Андреев. В ответном слове генерал-майор авиации Г.А. Кузнецов заверил ветеранов, что нынешнее поколение авиаторов помнит и чтит героев войны, продолжает их традиции.

Вечером в Доме офицеров Краснознаменного Северного флота состоялось торжественное заседание, посвященное знаменательной дате. На нем выступил командующий авиацией флота Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.А. Кузнецов. Он говорил о первопроходцах — летчиках, техниках 7-го отдельного авиационного звена под командованием старшего лейтенанта Геннадия Васильевича Степанова, прибывших в сентябре 1936 года на берега Кольского залива. Перед ними стояла нелегкая задача — «акклиматизировать» боевую авиацию на Крайнем Севере. И они блестяще справились с ней.

К началу Великой Отечественной войны авиация флота имела два аэродрома — морской и сухопутный, а также несколько посадочных площадок. На них базировалось 116 боевых самолетов. Враг имел на аэродромах Норвегии и Финляндии более 200 боевых самолетов.

Напомнив историю становления авиации Северного флота, генерал назвал имена прославленных летчиков-истребителей, мастеров торпедных атак, снайперов штурмовых ударов, разведчиков, а также организаторов всех боев — штабных работников. Добрыми словами помянул он труд инженерно-технического состава, специалистов тыла, связистов. Особо выделил значение партполитработы, направленной на обеспечение боевой деятельности авиаторов-северян в годы Великой Отечественной войны, в основе которой лежали ленинские заветы о защите социалистического Отечества. Затем участникам торжественного собрания были сообщены результаты боевой работы за годы Великой Отечественной войны. Цифры впечатляли: совершено свыше 57 тысяч боевых самолето-вылетов, потоплено 128 боевых кораблей, 174 транспорта, 206 малых судов, повреждено 62 боевых корабля, 125 транспортов, 41 малый корабль.

В воздушных боях сбито 933 самолета противника и уничтожено на его аэродромах 112 самолетов. При ударах по наземным целям уничтожены сотни автомашин, артиллерийских, минометных, зенитных батарей и других военных объектов. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с врагом награждено орденами и медалями 4099 авиаторов-североморцев различных специальностей, а 53 наиболее отличившихся авиатора удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Борису Феоктистовичу Сафонову это звание присвоено дважды.

В заключение командующий авиацией рассказал о послевоенной жизни, учебе и летных делах авиаторов Краснознаменного Северного флота. На торжественном собрании выступили Герои Советского Союза, в прошлом командующие ВВС флота, генерал-полковники авиации М.И. Самохин и И.Е. Корзунов. Слова благодарности за память о тех, кто бился с врагом в заполярном небе, выразил Герой Советского Союза Владимир Пирогов.

Счастливые и радостные, покидали гостеприимную кольскую землю ветераны-авиаторы. Они возвращались к своему повседневному труду. Сегодня прославленные североморцы живут и трудятся в разных местах нашей страны. Они ведут большую патриотическую работу, воспитывают молодое поколение на примерах Великой Отечественной войны, готовят достойную смену защитников нашей любимой Родины. Они делают все, чтобы люди не забывали, какой ценой далась победа над коварным врагом, помнили о героях земли российской.