Тэги

Похожие посты

Добавить в

Подготовка зенитчиков для фронта.(ч.1)

Все более осложнявшаяся обстановка на Ленинградском фронте, возвращающая опасность для города затрудняли училищу выполнение главной задачи: подготовку командных кадров для зенитной артиллерии. В связи с превращением Ленинграда в прифронтовой город создались весьма трудные условия для учебы и жизни курсантов. 29 июля 1941 года Генеральный Штаб Красной Армии приказал училищу передислоцироваться из Ленинграда в город Томск.

9 августа 1941 года, выполняя директиву Генерального Штаба Красной Армии о передислокации, училище начало погрузку в эшелоны. Погрузка техники и имущества производилась на товарной платформе Московского вокзала. Четыре эшелона с собственным зенитным прикрытием перевезли в город Томск весь личный состав, оборудование классов и лабораторий, учебную материальную часть и часть боевой техники. 22 августа все училище сосредоточилось в казармах военного городка в районе Товарной станции на окраине г. Томска. Училище получило название зенитно-прожекторного.

Первое время после эвакуации пришлось столкнуться с большими трудностями. Здания не были приспособлены для учебного процесса. Отсутствовали помещения для классов, не хватало учебного оборудования. Часть классов находилась в клубе Мельстроя, в деревянном здании летнего типа, расположенном в 3 км от жилых помещений.

Материально-техническое обеспечение было крайне недостаточным. По распоряжению штаба ЛенВО часть орудий и приборов была оставлена в Ленинграде. В Томске по распоряжению Штаба Сибирского военного округа училище дополнительно сдало часть материальной части, не получив замены. По существу, оставалось только несколько учебных 76-мм зенитных пушек образца 1931 года, несколько учебных ПУАЗО-2 и ПУАЗО-3. Не хватало стрелкового вооружения и другого боевого имущества. Училище было недоукомплектовано командным и преподавательским составом. Требовалась огромная физическая и творческая работа всего коллектива, чтобы в кратчайший срок подготовить все необходимое для обеспечения нормального учебного процесса. И эта задача была решена. Уже 15 сентября начались нормальные учебные занятия.

Решением Горисполкома города Томска училищу было представлено здание механического факультета Политехнического института.

Необходимо было создать материальную базу. Вначале пришлось обходиться тем оборудованием, которое было перевезено в город Томск. Чтобы смонтировать его на новом месте, нужен был немалый срок — два-три месяца. Обстановка вносила свои коррективы. С этой задачей необходимо было справиться за две-три недели.

С большим энтузиазмом принялся за работу личный состав. Не считаясь с личным временем, забывая об отдыхе, курсанты, преподаватели и командиры работали днем и ночью. Многого не хватало, многое нужно было делать заново. Помогли находчивость и смекалка курсантов, солидный опыт и подготовка постоянного состава. Общими усилиями всего коллектива в кратчайший срок удалось оборудовать основные классы и лаборатории. Были созданы классы зенитной артиллерии, электротехники, тактики, инженерного дела, связи, противохимической подготовки, лаборатория материальной части ПУАЗО и оптических приборов; слесарный, токарный и электромонтажный цехи.

Перестройка учебы курсантов в годы войны предъявила серьезные требования к офицерскому составу. В начале войны в связи с уходом части командиров и преподавателей на фронт и расширением училища в командно-преподавательском составе училища произошли большие изменения.

Комплектование училища командным и преподавательским составом шло по следующим направлениям. Командиры взводов и лаборанты обновлялись преимущественно за счет наиболее подготовленных выпускников, показавших в процессе учебы в училище отличные знания в боевой и политической подготовке. Преподавательский состав обновлялся за счет фронтовиков, командиров запаса, частично из наиболее способных выпускников. К началу 1942 года офицерский состав обновился на 60%, а на отдельных циклах и в подразделениях — на 80%. Такие изменения в преподавательском составе не могли не привести к существенной перестройке системы командирской учебы в училище.

В начале войны в программу учебы офицеров было внесено самое необходимое для фронта. В первую очередь было организовано обучение стрельбе из винтовок, пистолетов, пулеметов. На обрывистых берегах реки Томи то и дело раздавались взрывы гранат. Было организовано изучение танков противника и способов борьбы с ними. Офицеры знакомились с уязвимыми местами танков, с видами противотанковых препятствий.

Опыт первых месяцев Великой Отечественной войны показал, что наша зенитная артиллерия успешно действовала в борьбе с танками, поэтому все офицеры училища прошли курс стрельбы зенитной артиллерии по танкам, подробно и глубоко изучили опыт наших зенитных батарей.

В начале 1942 года в училище стала поступать новая боевая и учебная техника. Большую помощь училищу промышленным оборудованием и инструментами оказал ряд заводов Томска.

Командирская подготовка в училище организуется по-новому. Главное внимание обращается на изучение опыта первого года войны, повышение военных знаний, подготовку офицерского состава по специальностям, на повышение общеполитического и культурного уровня офицеров. Командованию училища пришлось серьезно заняться привитием строевых и методических навыков молодым командирам и преподавателям.

Офицеры цикла материальной части зенитной артиллерии изучали приборы, орудия, тактику, обращая особое внимание на устройство ПУАЗО, подробно знакомились с образцами зенитных систем противника и наших союзников. Соответственно в программу занятий офицеров цикла ПУАЗО включалось помимо углубления знаний по своей специальности изучение зенитных пушек. Офицеры цикла мастерства приложили много усилий, чтобы изучить материальную часть орудий и приборов. Все это позволило расширить кругозор офицеров и лучше увязать преподавание отдельных предметов.

Офицеры дивизионов изучали тактику, орудия и приборы, правила стрельбы, а также совершенствовали свои методические навыки. Такое построение занятий приносило хорошие результаты. Многие офицеры училища: командир батареи майор Н.Г. Абрамов, командир взвода лейтенант Б.И. Мартьянов и другие, уйдя из училища, успешно справлялись с обязанностями начальников штабов, начальников артиллерийского снабжения полков. К началу 1943 года была создана необходимая учебная база: лаборатории материальной части и ремонта ПУАЗО и орудий, учебно-производственные мастерские, мастерские на циклах, изготовлено большое количество макетов, наглядных пособий, приборов, оборудован миниатюр-полигон. В последующие годы совершенствование учебно-материальной базы продолжалось.

Начиная с 1941 года, контингент курсантов резко изменился. Их общеобразовательная подготовка была самой различной: от неполного среднего образования до высшего. Одни курсанты окончили школу 8 — 10 лет назад, другие же только что пришли со школьной скамьи. Наряду с молодежью в училище приходили и люди старше 30 лет. И хотя общеобразовательный уровень вновь поступавших не соответствовал требованиям мирного времени, эти люди имели хорошую практическую подготовку.

Многие из них до поступления в училище служили в армии, работали на фабриках и заводах. Все это требовало значительного изменения методов обучения.

Первоначально училище готовило специалистов двух профилей: техников по ремонту ПУАЗО и техников по ремонту материальной части орудий зенитной артиллерии. С марта 1942 года оба профиля были объединены в один, предусматривавший подготовку техников по материальной части орудий и приборов зенитной артиллерии.

Срок обучения был резко сокращен. Вместо двух лет, в течение которых готовили техников в мирное время, в начале войны перешли на 6-9-месячный срок обучения. Однако практика показала, что этого времени для подготовки квалифицированного техника было недостаточно. Поэтому уже в 1942 году продолжительность обучения была увеличена до 12 месяцев. В конце ноября 1942 года был произведен первый военный выпуск.

Начиная с 1943 года и до конца войны, в училище наряду с основным курсом имелись также ускоренные трехмесячные курсы для переподготовки курсантов, окончивших другие училища, и шестимесячные курсы для переподготовки офицеров, прибывших с фронта.

Обучение осуществлялось тремя основными циклами: циклом материальной части зенитной артиллерии, циклом ПУАЗО и циклом мастерства.

На цикле материальной части зенитной артиллерии (начальник цикла полковник артиллерийской техслужбы П.П. Клименко) с 1943 года были введены новые предметы: основание устройства артиллерийских систем, устройство боеприпасов, материальная часть стрелкового оружия, артиллерийское снабжение и ремонт.

На цикле ПУАЗО (начальник цикла подполковник Т.С. Лунин) курсанты изучали электротехнику, материальную часть и ремонт ПУАЗО и оптических приборов. На этом цикле преподавались также артстрелковая подготовка и двигатели зарядно-осветительных станций.

Программы цикла “мастерства” теснейшим образом увязывались с программами специальных циклов. Курсанты получали необходимые знания по основным свойствам и качествам металлов, артиллерийским смазкам, холодной и термической обработке металлов, овладевали основами слесарного и кузнечного дела, механической обработки металлов, знакомились с основами электромонтажного дела.

Помимо специальной подготовки в училище давались необходимые знания и навыки по военным дисциплинам. Военного цикла в годы войны не существовало. Были лишь отдельные дисциплины: тактика зенитной артиллерии, инженерное дело, связь, топография, военная администрация, противохимическая защита войск, которые преподавали офицеры Подосенов, Карякин, Пашутин и др. Этими дисциплинами формировалось тактическое мышление курсанта, его взгляды на место зенитной артиллерии в современном бою, основные принципы ее боевого использования. Курсанты учились оборудовать позиции, ориентироваться на местности и пользоваться картой, овладевали основными принципами управления войсками в бою.